Поговорим о том, как флагманское украинское предприятие будет выживать после принятия закона, разрушающего монополию государства в космической сфере.
Под руководством Александра Дегтярева, главы КБ «Южное», космическая сфера страны пришла в упадок. Сейчас предприятие постоянно берет кредиты, чтобы свести концы с концами. Из-за безответственного отношения к проектам украинские флагманы проиграли суд с Boeing. Американская компания обвинила украинских партнеров в несвоевременном выполнении своих обязательств и обратилась в суд. В результате халатность руководства КБ и «Южмаш» стоили стране $200 млн компенсации, которую назначил суд.
Шансы на выживание КБ «Южное» и «Южмаш» в меняющейся космической отрасли Украины невелики. Сейчас предприятия задерживают проекты по текущим сотрудничествам, а новые партнеры не спешат обращаться к ним. Репутация Украины в глазах международных партнеров подорвана, и новым компаниям, которые будут осваивать рынок, потребуется приложить немало усилий, чтобы доказать свою ответственность. Если появится конкурентная альтернатива государственным компаниям, то вряд ли иностранцы будут обращаться в КБ, а, скорее, предпочтут частных партнеров.
За последние два десятилетия в КБЮ не создали ни одной принципиально новой разработки, а многие компании, которые рискнули связаться с бюро, уже отказались от сотрудничества из-за постоянно срываемых сроков. Провалились проекты «Сапсан» и «Гром», «Циклон-4» и множество других разработок, а долг предприятия продолжает накапливаться. Если бы не государственные дотации, едва ли КБ сумело бы выжить. Но теперь и они вряд ли помогут некогда выдающимся предприятиям окрепнуть — частные корпорации будут конкурентнее, инновационнее и ответственнее.