13 июля 2016 года стало известно о том, что Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян подписал ряд важных меморандумов с заместителем Министра путей и городского развития Исламской Республики Иран Али Нурзадом. В документах предусмотрено начало тесного сотрудничества в железнодорожной сфере, в частности, стороны будут сотрудничать с целью реализации масштабных проектов строительства железных дорог на территории Ирана. Отдельно министр отметил перспективность двустороннего сотрудничества в вопросе мультимодальных перевозок из Ирана в страны ЕС через Украину.
«Меморандум по сотрудничеству открывает путь к ряду проектов в железнодорожной, автодорожной, морской и авиационной сферах. В частности, иранская сторона пригласила Украину к строительству 1000 км железнодорожного полотна в Иране, принять участие в проектах на 10 млрд долл, выделенных Тагераном на модернизацию железнодорожной инфраструктуры, развития интермодальных перевозок, открыть совместные предприятия в этом государстве с целью выхода Украины на рынки стран Персидского залива », - заявил В.Омелян. «Хорошая синергия может получиться, если украинские компании будут строить железную дорогу и железнодорожную инфраструктуру в Иране, а иранские компании - дороги в Украине. Я сам был в Тегеране, и дороги там - одни из лучших в мире. Поэтому привлечение иранских компаний - хорошая возможность для Украины изменить качество дорог», - добавил он.
При всей перспективности такого сотрудничества весьма симптоматичным является то, что подписание Меморандума произошло в Киеве, а значит заинтересованной стороной выступал именно Иран. Что же привело эту страну в Украину. Оказалось, что... санкции.
Дело в том, что за год, минувший с момента подписания ядерной сделки между Ираном и странами «шестерки» (США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и Россия), Тегеран так и не смог достичь поставленных целей в сфере экономики. Хотя экономические и финансовые санкции были сняты с Ирана еще шесть месяцев назад, но, несмотря на это, ожидания в отношении толчка к развитию иранской экономики не оправдались. Эксперты прогнозировали рост экспорта нефтяной продукции, укрепление дипломатических и экономических отношений на глобальном уровне, предрекая Тегерану превращение в центр притяжения иностранных инвестиций.
Но наибольшим достижением за последние 6 месяцев стало повышение выработки нефти. После снятия санкций Тегеран увеличил ежедневный экспорт нефти со 1 млн до 2,5 млн баррелей. Добиться же крупных экономических соглашений с Европой не удалось из-за сохраняющихся санкций в банковском секторе.
После ядерной сделки Иран посетили министры и представители коммерческого сектора таких стран, как Франция, Великобритания, Италия и Германия, а президент ИРИ Хасан Рухани нанес визит во Францию и Италию. Были подписанные важные экономические соглашения, но они все еще не реализованы. Важнейшая из договоренностей была достигнута с французской корпорацией Airbus. Авиакомпания Iran Air подписала соглашение на поставку 118 самолетов Airbus общей стоимостью 27 млрд долларов. Но продажа самолетов пока не реализована из-за банковских санкций. Министр транспорта и градостроительства Ирана Аббас Ахунди 21 июня заявил, что экономические санкции на банковский сектор сделали невозможным произведение платежа. Попытки Ирана и Европы открыть новую страницу в отношениях после ядерной сделки становятся безуспешными в частности из-за того, что односторонние санкции США против иранских банков, которые Вашингтон обвиняет в связях с террористическими организациями. Эти санкции не позволяют Ирану влиться в американскую банковскую систему, и ограничивает использование доллара США в международной торговле.
Тем не менее, нехватка наличных денег в стране также делает невозможным реализацию ряда важнейших проектов. После ядерной сделки, эксперты заявляли, что замороженные активы иранского правительства в международных банках составляет 100 млрд долларов и с их освобождение позволит иранской экономике сделать резкий прорыв. Однако Иран получил доступ только к 3 млрд долларам.
Именно поэтому Иран сейчас в активном поиске других - более покладистых партнеров. И на самом деле Украине необходимо договариваться не только о строительстве 1000 км железнодорожного полотна, но и пытаться "взять" свой кусок пирога в машиностроении, атомной энергетике и других сферах. Потому что как только Тегеран договорится с Вашингтоном - с Клинтон быстрее, с Трампом чуть сложнее - интерес к Украине вновь пропадет...
Иван Правдин, "Вектор ньюз"